Праздники сегодня
Справочная
Информация
Чтобы добавить (или исправить) информацию в справочник заполните форму в разделе контакты.

Беляков Иван Яковлевич

«Мужественный, бесстрашный летчик-штурмовик, подлинный патриот Родины. В воздушных боях с противником показал зрелое мастерство и высокую тактическую подготовку. Один из лучших разведчиков полка, он отлично владеет техникой пилотирования. Летает в сложных метеорологических условиях. Совершил 116 боевых вылетов, из них 28 на разведку с бомбометанием и штурмовкой». Так характеризовал командир 594-го штурмового авиаполка подполковник Карпов старшего лейтенанта Белякова, представляя его к награде.

Беляков Иван Яковлевич

Иван Яковлевич Беляков родился 21 апреля 1922 года в селе Предтечево Измалковского района. Когда ему было шесть лет, семья переехала в Донбасс, в город Дружковка. Там он окончил среднюю школу и аэроклуб. В 1940 году был призван в армию и направлен в Ворошиловградскую школу военных летчиков, затем — на курсы командиров звеньев.

Свой первый боевой вылет Иван Беляков совершил в июне 1944 года на 1-м Прибалтийском фронте в районе Великих Лук, потом воевал на 2-м Белорусском. Невель, Витебск, Полоцк, Варшава, Данциг, Гдыня, Кенигсберг - таковы вехи ратного пути старшего лейтенанта Белякова, командира звена, затем — эскадрильи.

Летом 1944 года наши войска вышли на берег Балтики западнее Риги. Белякову поручили произвести разведку с фотографированием. Вдвоем с воздушным стрелком Адиловым они на бреющем полете незамеченными проскочили линию фронта и сфотографировали все станции вдоль железнодорожной линии Даугавпилс - Рига, порт. Однако на обратном пути Ил-2 атаковали два «мессершмитта», а потом еще два «фокке-вульфа». Адилову удалось сбить один «фоккер», но через минуту сильный удар потряс наш самолет. Ранен стрелок, разбита пулеметная установка. Прижимая машину к земле и маневрируя по горизонтали и высоте, Беляков благополучно возвратился на аэродром с ценными разведданными.

...Шестерке «Илов», в которую входил самолет Белякова, приказано нанести удар по вражеской танковой-колонне, идущей на поддержку своих войск в район Риги. Наши летчики пересекли линию фронта на высоте 1000—1100 метров и, обнаружив колонну, внезапным массированным ударом уничтожили десятки танков.

Штурмовики уже легли на обратный курс, но Беляков заметил еще одну, более мощную колонну танков. Доложив командиру группы, он развернулся и, снизившись до 70 — 80 метров, противотанковыми бомбами нанес удар по колонне. Пламя охватило вражеские машины. И тут страшный удар подбросил самолет вверх; прямое попадание снаряда. Но летчик не растерялся. Используя набранную на пикировании скорость, он достиг максимальной высоты и с заглохшим мотором спланировал на нейтральную полосу.

...Наши войска вышли к Одеру. Попытки форсировать реку с ходу наталкивались на сильный огонь вражеских батарей с левого берега. Одна из них, хорошо замаскированная и прикрытая зенитками, была как раз на том участке, где предполагалось навести переправу. Уничтожить батарею было приказано экипажу Ил-2 старшего лейтенанта Белякова.

Беляков решил сначала разделаться с зенитками. Войдя в облака, он буквально свалился оттуда на четырехствольные «эрликоны» и нанес по ним прицельный удар. Сделал энергичный разворот на 180 градусов и пошел на снижение. Отсюда зенитчики его не ждали, и он обрушился на них всей мощью своего огня. Теперь наступила очередь полевой батареи. С высоты 200 метров старший лейтенант и его стрелок открыли по цели огонь из всего оружия. Земля вспучилась фонтанами разрывов, окуталась дымом.

Последний свой боевой вылет командир эскадрильи старший лейтенант И. Я. Беляков совершил 8 мая 1945 года на острове Рюген в Балтийском море. А 18 августа 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР он был удостоен звания Героя Советского Союза. За образцовое выполнение боевых заданий, проявленное мужество и героизм награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны I степени, орденом Славы III степени, медалями.

После войны капитан Беляков служил в рядах Военно-Воздушных Сил. Демобилизовавшись в 1953 году, он вернулся в Дружковку, работал на машиностроительном и метизном заводах контролером ОТК, начальником смены, диспетчером. Активно участвовал в военно-патриотическом воспитании молодежи. Позже Иван Яковлевич переехал в соседний город Славянск, где в 1983 году умер.

--------------------------------

Для наилучшего просмотра страниц на сайте нужно скачать google chrome - самый быстрый браузер.

Оставить комментарий

Яндекс.Погода

Информеры курса валют доллара

Чернавская сельская библиотека Весь Елец – информационно-справочный портал о городе: администрация, предприятия, бизнес, образование, туризм, краеведение, фото и пр.